понедельник, 8 августа 2011 г.

Новый тиходонский казачий фольклор. Руслан РУСОВ

Представлено изображение из выставки скульптурного песочного искусства "За Святую Русь!"

 Трудно и больно говорить о Донских казаках-героях,  вынужденных покинуть горячо любимую землю, - привольные степи донские и батюшку «Тихий Дон», навсегда уйти изгнанниками в чужеземные страны. Нет более горького чувства, чем навсегда покинуть Родину, уйти в эмиграцию, скитаться по белому свету без надежды на возвращение к Дону. Среди них было немало казаков-песенников, которые геройски сражались за свободу казачьей вольницы с диктатурой большевиков.
  Наряду с геноцидом казаков, подвергались полному уничтожению и казачьи песни, запрещалось произносить слово "казак", запрещались петь казачьи песни. В изгнании Донские казаки поведали всему миру о геноциде, истреблении казачества и об уничтоженииего многовекового казачьего духовного наследия. Казаки свято верили, что казачество и его душа - казачьи песни - неистребимы.

"Жив он, жив он, дух славянский, -
Светлый дух народа.
Наше знамя - Честь и Правда!
Наш призыв - Свобода!.."
               
                   Руслан Русов 

Георгий ДИКТАРОВ

Мой брат, давай оставим мы раздоры,
Сольемся в дружную, единую семью!
К чему ненужные пустые споры -
И ты, и я - мы любим Родину свою.

И ты, и я - с врагом готов сразиться.
За что ж один другого будем упрекать?
Гроза гремит, и скоро буря разразится,
И вместе будем за наш край страдать.

Зачем проклятья мне, тебе – молитвы,
И спорить: ты иль я правее сторона;
Когда и ты, и я - равно сражались в битве,
И кровь моя с твоей - за край родной текла?

Раздором я тебя иль ты меня погубишь;
Давай, как в старину, друг друга мы любить,
Как раньше ты стрелять с моей винтовки будешь,
Я шашкою твоей врага начну рубить.

Николай ВОРОБЬЁВ
МЫ ЕЩЕ ВЕРНЕМСЯ!

Нет, не верь тому, что ты не молод,
И не слушай праздные слова;
Будто уж опущен Жизни повод,
И устало никнет голова.

Будто годы утомили руки,
Будто веки тяжко разомкнуть;
Вспомни, чьи мы сыновья и внуки.
Нам ли голову клонить на грудь?

Нет, еще копытом шлях мы вспашем,
И к родным вернемся куреням;
И тогда лишь мы отпустим нашим
Повод притомившимся коням.

Ну, а враг - пусть нам вернёт сторицей
Долг, забытый за полсотни лет,
За осиротелые станицы,
И за трупы пусть нам даст ответ.

Пусть вернет нам тех, что поглотили
Котлас, Магадан и Колыма;
Если только шахты не сгноили,
Если не прикончила тюрьма…

Мы еще вернёмся, милый друг,
Пусть мы стары, но ведь дух наш молод!
Так давай не ослаблять подпруг,
И не опускать устало повод!

Сергей БЕХТЕЕВ
НАД ПУСТЫННЫМИ СТЕПЯМИ

Над пустынными степями
Льётся грустный перезвон.
Спит, закованный степями,
Всевеликий Тихий Дон.

Спит в серебряном тумане,
И не слышит он во сне
Панихид по Атамане,
По родном Каледине.

Он не ведает, что в споре,
Испытав людской обман;
Не стерпев позор и горе,
Пал бесстрашный Атаман.

Он не видит чистой крови
Первых жертв в бою со злом;
Спит он, грозно сдвинув брови,
Богатырским крепким сном.

Но когда опять весною
Солнце ясное взойдет,
И под синею бронею,
Вольно грудь его вздохнёт;

Вновь играя на просторе,
Побежит он гордо вдаль,
Унося в седое море, -
Гнев, обиду и печаль.

Я СОСКУЧИЛСЯ

Я соскучился по бедным деревушкам,
Под соломенной причёскою избушкам,
С косоглазыми окошечками сруба,
Срубленного наскоро и грубо…

Я соскучился по гумнам и одоньям,
По пискливым праздничным гармоням;
Разудалой пляске хороводной
На гулянке истово народной…

Я соскучился по звонам колокольным,
По хождениям далёким богомольным;
По речушкам в серебристом беге,
По сохе и плачущей телеге…

Я соскучился по ивам и берёзам,
По весенним молненосным грозам,
По снегам алмазным и пушистым,
По ночам задумчивым и мглистым…

Я соскучился по парням краснощёким,
По бабёнкам и молодкам светлооким;
По одетым простенько старушкам,
Богомольным сплетницам болтушкам.

Николай ТУРОВЕРОВ
ЧУДО НА РАССВЕТЕ

Вымирают старцы на Афоне.
На казачьих землях вымирают казаки.
О Кубани, Тереке, о Доне
Песни преисполнены тоски.

Но покуда веет вольный ветер,
И в степи колышется трава, -
Будет снова чудо на рассвете -
На казачий праздник Покрова.

Николай ЕВСЕЕВ
В НОЧНОМ

Мои друзья поумирали,
И я один остался жить.
Со мной все те же в дымке дали.
Я продолжаю их любить.

Люблю давно. За что - не знаю,
Они со мной всегда молчат,
И дали кажутся мне раем,
Видений вызывая ряд.

И вот среди своих видений
Я сам стою перед собой:
Не Ленский я и не Евгений
С своей казачьею душой.

Душа казачья любит волю,
Степей и поля кругозор;
Из зарубежья рвется с болью
Туда, где мой течет Хопер.

Она его здесь так не чует
Средь займищ ласковых лугов,
И у костров в ночном ночует
Среди умерших казаков.

Убитых много милых братьев.
Встречаюсь с ними я во сне,
И к ним тяну свои объятья,
И братья тянутся ко мне.

Мой вестовой Пруцков со мною
(Он у меня купил коня), -
С улыбкой радостной простою
Здесь кашей потчует меня.

Я говорю с ним об охоте,
О Зеленях, о дудаках,
И просыпаюсь, и в дремоте
Пишу стихи о казаках.

Потом я снова засыпаю,
И продолжаю видеть их.
Луна на небе золотая
Средь звезд - приятельниц своих.

Передо мной казак чубатый
Орехов - бабник, сквернослов;
И, тихой радостью объятый,
Я руку жму ему без слов.

Казак Уваркин - он охотник,
Хозяин добрый, рыболов;
И в поле ревностный работник.
Опять я руку жму без слов.

Возрадуйся, душа казачья,
Что мертвые с тобой живут;
И ни о чём они не плачут,
В ночном сидят, едят, поют.

И я не мертвый с ними вместе
Во сне, мне кажется, пою;
И по-казачьи и без лести
Мы славим родину свою.

Николай КУЗНЕЦОВ
КОГДА В СТЕПИ ГРЕМЕЛИ ГРОЗЫ

Когда в степях гремели грозы,
И над страной гудел набат;
Нас несмышленышей ребят
Вели отцы, стирая слезы
Со скул обветренных, в бои,
На смерть, в круговорот атак, -
И посему, звучат вот так
Стихи печальные мои…
Сгорела молодость в огне,
Мужая быстро на коне,
Пройдя все дантевы круги,
Мы огрубели. Нас враги
Чернят пред миром и людьми;
Но знаю: в горе не одни
Мы крест за Родину несем,
Лелея в душах отчий дом.
И царь, и орды нас душили,
В крови топили, в грязи и в снегу,
Но дух казачий не сломили,
На милость не сдаемся  мы врагу.

НА ЗАПАДЕ

Сытые, откормленные лица
Тупы, равнодушны ...
ах, скоты!
Мне же хутор на Ольховке снится,
Мне вчера почудилась станица -
В легкой дымке степовой мечты.
Понял я, что мы недаром пали -
В этой страшной, роковой борьбе,
В облаках мы розовых витали,
Злобы дикой нет, не распознали,
Прекословить не могли судьбе.
Верили... да песни громко пели,
Все, отдав: в напевы и слова.
А за Волю биться не сумели,
И без крепи в настоящем деле
Вера наша, казаки, мертва.

Нужно было, крепко стиснув зубы,
Лишь ее, лелея, — злую месть…
С грубыми быть тоже надо грубым,
Хамов бить, все, сокрушая зубы,
И орать, что только духу есть.
Не стесняться вражеского хлама,
Бисер перед ними не меча;
С обнаглевшим не стесняться хамом,
Их притоны не признать за храмы,
И крушить стан вражеский с плеча.
В Бога верят — с Сатаной торгуют,
Раненых лежачих даже бьют!
На кладбищах казаков ликуют,
С прибылью убитых продают.

Мы же бились с самого начала,
Объявив, что наша вера — Спас!
Вышли в бой, открыв свое забрало,
И стеною дьявольскою стала -
Мировая нечисть против нас!

Александр САДКОВ
На ГОРЕ,  НА РАДОСТЬ

На горЕ – калина,
Под горой – калина;
На гОре, на радость
Цветёт калина…

Ой, цветёт калина,
Ягода-малина,
На гОре, на радость,
На муки, на сладость…

Девица гуляла,
Калину ломала –
На гОре, на радость –
С суженым ломала…

С суженым ломала,
В пучок собирала,
На гОре, на радость
Ярких собирала.

Цветы собирала,
Веночек вязала,
На гОре, на радость
Веночек вязала.

Веночек вязала,
В ручей опускала,
На гОре, на радость
Пела, напевала:

«Ты плыви, веночек, -
Где теперь дружочек, -
Там вся моя радость,
Муки все и сладость».

Руслан РУСОВ

ТЫ ПРОСТИ, МОЯ РОДНАЯ

Ты прости, моя родная,
Мой лесной цветочек дикий, -
Утром, ветерку внимая,
Я взглянул на солнца лико.

Так твоё дыханье сладко,
Как цветов благоуханье;
На тебя взгляну украдкой –
Ты – очей очарованье!

Так отраден взгляд твой милый,
Как роса для нежных лилий,
Что на лепесточках лилий
В час вечерний на долине…

Как цветы стремятся к солнцу,
Так стремлюсь я к сердцу милой;
Я стремлюсь к тебе всем сердцем,
Как к голубке сизокрылой.

И моё трепещет сердце,
И поёт тебе в восторге,
И дрожит оно и блещет,
Как на солнце блещут волны.

Пусть улыбкою сияют
Небеса, леса и воды,
И любовью озаряет
Это волшебство природы.

Так проснись скорей, родная,
Сердце так и замирает;
Без тебя – не улыбаться
Мне, не петь и не смеяться!..

Комментариев нет:

Отправить комментарий