четверг, 28 июля 2011 г.

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ СЛАВЯН. Руслан РУСОВ



http://batfx.com/lofiversion/index.php/t2578.html  Народные песни сербов и русских, македонцев и украинцев, белоруссов и болгар - понятные без перевода. Слушая песни славян, нам нет надобности прибегать к помощи словарей; в наших песнях живёт душа всех славянских народов, несмотря на языковые или диалектные различия. В качестве подтверждения сказанного будем  опубликовывать подборки текстов песен славянских народов без указания на их принадлежность. Мы увидим, что не так уж затруднительно отличить болгарскую песню от украинской, русскую от сербской, белорусскую от македонской.  Попробуйте прочесть и напевать эти песни и вы сами в этом убедитесь. Нас братьев и сестёр славян объединяет нечто существенно большее, чем разъединяет.
    В дальнейшем планируется опубликовывать тексты песен братских славянских народов на страницах наших сайтов. Будем признательны за добрые пожелания, дружеские советы и приглашаем всех всех, кому дорого единение и духовное обогащение славянских народов к нашему песенному сотворчеству. Будем помнить: «Все мы дети матери единой!.. Запеваем дружно, братья, наш напев старинный: Жив он, жив он, - дух славянский, дух народной чести. Никогда нас враг не сломит, если будем вместе!..»

Руслан Русов     

АХ ТЫ, НОЧЕНЬКА

Ах ты, ноченька, ночка темная,
Ночка темная, ах, ночь осенняя.
Что же ты, ноченька, да при… притуманилась,
Что ж, осенняя, ах, принахмурилась?

Что же ты, девица, притуманилась,
Что же ты, красная, ах, припечалилась?
«Как же мне, девице, да не… да не туманиться,
Как же мне, красной, да не печалиться?

Нет ни матушки, да нет, да нет ни батюшки,
Только есть у меня ах, мил сердечный друг.
Да и тот со мной да не… да не в ладу живет,
Не в ладу живет, ах, не в согласии…»

А В НАС ЗАВТРА СВАДЬБА БУДЕ

1.
А в нас завтра свальба буде, (2)
Вот бариня, бариня, вот бариня моя. (2)

2.
Комар муху сватать буде. (2)
Вот бариня, бариня, вот бариня моя. (2)

3.
А там муха-політуха. (2)
Вот бариня, бариня, вот бариня моя. (2)

4.
А в погребі ночувала. (2)
Вот бариня, бариня, вот бариня моя. (2)

5.
Сирка-масла собирала. (2)
Вот бариня, бариня, вот бариня моя. (2)

6.
Сирка-масла собирала,
Комарика годувала.
Вот бариня, бариня, вот бариня моя. (2)

БЕЛА СЪМ, БЕЛА ЮНАЧЕ

Бела съм, бела, юначе,
цела съм света йогрела.
Един бе Карлък останал
и той не щеше остана, /2/
ам беше в могла утонал.
В моглона нищо немаше,
сал едно вакло овчарче.
Сиво си стадо пасеше,
с медно кавалче свиреше, /2/
с кавалан дума думаше:
"Галени га са ни зьомат,
технону бално колко е !"

ГОЛУБЧИК МОЙ  ВАНЮШКА

Голубчик мой Ванюшка, куда едешь ты?
- Не скажу…

Скажи, разлюбезный, Ваня размилой,
- На базар.

Голубчик мой Ваня, возьми ж меня с собой.
- Не возьму.

Возьми, разлюбезный, Ваня размилой.
- Садись да на край.

Голубчик мой Ванюшка, что у тебя в мешке?
- Не скажу.

Скажи, разлюбезный, Ваня, размилой.
- Яблоки.

Голубчик мой Ванюшка, дай мне хоть один.
- Не дам.

Дай, разлюбезный, Ваня размилой.
- Возьми, да только гнилой.

Голубчик мой Ванюшка, как мне его съесть?
- Не знаю.

Скажи, разлюбезный, Ваня размилой.
- Хороший срежь, а гнилой съешь.

Голубчик мой Ванюшка, где ночуем мы?
- Не знаю.

Скажи, разлюбезный, Ваня размилой.
- На постоялом дворе.

Голубчик мой Ванюшка, кто ж разбудит нас?
-Не знаю.

Скажи, разлюбезный, Ваня размилой.
- Есть захочешь – сама вскочишь.
Тррр, приехали, слезай.

БОРАК БОРИЛИ СЕРБЕРИЧАНИ

Борак борили Серберичани
[Кольедо моj, Божо ле моj,
Божичу моj, Сварожичу, оj]
У тоj земльи Сербериjи
У Инджиjи проклиjетоj,
Борак борили млого дуго
Сто тисуча других льета
Двjеста тисич кратких льета.
Борак борили, зло чинили.
Борич боре разльути се,
Тартарима земльу даде
А Србима туджег станка.
Туджег станка, туджег данка
На Србицу и Jак цара,
На тог Чуjа вjельу рjеку
Борили се храбрили се
Боjе своjе погубили
Землье србске оставили
И Инджиjу и Дунава.
Хинду си за ньим насрнуо
Дуга борба, дуга рата,
И Краjине злопамтине
Кольед земльу оставио
Над Босну се надмашио.
Босном трjесну Србу свану
Босна србска и одавна
Од Србиjе постанула
Кольед био прjеминуо,
Божича нам оставио,
А Божича Сварожича.
Сварог браду погладио,
Млого добро починио,
Свако нами добро дао
Домачину понаjвjече.
А домачин Кольеджаном
Свашта доста подарио:
Коме злато, коме благо
Цар Кольеду милу шчjерцу
Кольеджаном синовицjе

ГУЛЯВ ЧУМАК НА РИНОЧКУ

Гуляв чумак на риночку,
Та й пив чумак горілочку:
Пропив воли, пропив вози,
Пропив ярма, ще й занози -
Все свое добро.
             
Прокинувся чумак вранці
Та й полапав у гаманці;
Всі кишені вивертає,
Аж там грошей вже немає -
Нічим похмелитися.
             
Ой піду я до шинкарки:
"Всип, шинкарко, хоч з півкварти".
Шинкарочка треться, мнеться,
Ще й з чумаченька сміється.
Набір не дає.
             
Скинув чумак жупанину:
"Всип, шинкарко, четвертину!"
"Ой, не всиплю четвертину,
Добудь грошей хоч з полтину -
Тоді пий, гуляй!"
             
Вийшов чумак на могилу
Та й поглянув на долину:
Лежать воли, стоять вози.
Висять ярма ще й занози -
Все чумацькеє добро.
             
Ой піду я у Молдаву,
Та сім год я погорюю,
Та сім год я погорюю,
Воли й вози покупую -
Знов буду чумак.

А В ТОМУ САДУ

А в тому саду
Чисто метено
Ще й хрещатим барвіночком
Дрібно плетено.

А в тому саду
Ніхто не бував,
Лиш молодий Андрієчко
Коня попасав.

Коня попасав,
Дрібний лист писав
Все до теї Наталочки,
Що вірно кохав.

"Ой, ти, Наталю,
Горда та пишна,
Я до тебе листи писав,
А ти не прийшла!"

"А ти, Андрійку,
Не великий пан,
Сідлай свого коня вороного
Та й приїжджай сам!"

АХ ТЫ СТЕПЬ ШИРОКАЯ

Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная,
Широко ты, матушка,
Протянулася.
Ой, да не степной орел
Подымается,
Ой, да то донской казак
Разгуляется.
Ой, да не летай, орел,
Низко ко земле,
Ой, да не гуляй, казак,
Близко к берегу!

ВАЙТОЎНА

Ой загадалі на вайну
Нашаму войту самаму

Ў нашага войта сынаў нет
Адна дачушка на раду

А скуй жа бацька востры меч
Каб добра была войска сеч

Мячом вайтоўна махнула
Палова войска палягла
Паўтор 1.

ГОЛУБЬ, ГОЛУБЬ, ГОЛУБИНЬКА

Голубь, голубь, голубинька,
Голубь, голубь, голубинька,
Я ли молоденька,
Я ли молоденька.
Как пойду я, молоденька,
Как пойду я, молоденька,
Пойду, разгуляюсь,
Пойду, разгуляюсь.
Вдоль да по долинке,
Вдоль да по широкой.

Что не сохнет ли, не вянет,
Что не сохнет ли, не вянет
Аленький цветочек,
Аленький цветочек?
Что не плачет ли, не тужит,
Что не плачет ли, не тужит
Миленький дружочек,
Миленький дружочек?
На чужой сторонке
Миленький дружочек.

Гляну, гляну в чисто поле,
Гляну, гляну в чисто поле,
Гляну на долинку,
Гляну на долинку.
Как по этой по долинке,
Как по этой по долинке
Мой миленький едет,
Мой миленький едет.
В гусельки играет,
Меня забавляет!

Уж ты, молодец кудрявый,
Уж ты, молодец кудрявый,
Мне скажи словечко,
Мне скажи словечко,
Что ко мне ты редко ходишь,
Что ко мне ты редко ходишь,
Редко навещаешь,
Редко навещаешь?
Редко, наредко, редко,
А ведь ходить недалеко.

Ох, и рад бы я ходити,
Ох, и рад бы я ходити,
Да нечем дарити,
Да нечем дарити.
Когда любишь, мил, то купишь,
Когда любишь, мил, то купишь
Золото колечко,
Золото колечко.
Золото колечко
Я прижму к сердечку.

Голубь, голубь, голубинька,
Голубь, голубь, голубинька,
Я ли молоденька,
Я ли молоденька.
Как пойду я, молоденька,
Как пойду я, молоденька,
Пойду, разгуляюсь,
Пойду, разгуляюсь.
Вдоль да по долинке,
Вдоль да по широкой.

А ВЖЕ ТРЕТIЙ ВЕЧIР

А вже третій вечір, як дівчину бачив,
Ходжу біля хати – її не видати.
“Вийди, дівчино, вийди, рибчино,
Вийди, серденя, утіхо моя! ”

“Не вийду, козаче, не вийду, соколе,
Мене мати лає, гулять не пускає.”
“Брешеш, дівчино, брешеш, рибчино,
Брешеш, серденя, утіхо моя!”

“Та було б не рубати зеленого дуба,
Та було б не сватати, коли я не люба!”
“Правда, дівчино, правда, рибчино,
Правда, серденя, утіхо моя!”

ВАРИЦЕ, САВИЦЕ

Варице, Савице,
Миле ми сестрице!
Варите, ладите,
Брача нам кусаjте.
Варице, Савице,
Миле нам сестрице!
Варите, ладите,
Брачу нам раните.
Брачу нам раните,
Отци нас учите
Отци нас учите,
Нане нас гледаjте.
Нане нас гледаjте,
Бабе нас ньежите.
Бабе нас ньежите,
Старине нас пазите.
Старине нас пазите,
Братичи милуjте.
Братичи милуjте,
Драги нас льубите.

ДА ВИЧОРЪ МЫ, БРАТЦЫ, БЫЛИ ПЬЯНЫЙИ

Да вичоръ мы, братцы, были пьяныйи,
А на утра нечимъ пахмилитца
Да мы скинимся, братцы, па денишке,
Мы па денишке, да па сиребрянай;
Да мы купимъ, братцы, зилёнава вина,
Да мы купимъ, братцы, палтара видра.
Да заплатимъ мы палтара рубля,
Да мы выйдимъ за градъ, прагуляимся,
Да за ту жэ стену белакаминнную,
Да на ту жэ гору на Пакровскую.
Да мы сядимъ, братцы, ва йидиный кругъ,
Да мы выпьйимъ, братцы, всё па чарачке,
Всё па чарачке да зилёнава вина,
Да мы скрикнимъ, братцы, громкимъ голасамъ:
Ужъ вы, слуги маи, слуги верныйи:
Вы падайте, слуги, залату трубу,
Залатую трубачку падзорную,
Да мы пасмотримъ, братцы, ни ва даличу,
Ни ва даличу, ва чистую полю.
Што ни пыль-кура да спаднималаса,
Спаднимавшы кура зъ зимли до неба,
За курою бижать два гнидыхъ тура,
Два гнидыхъ тура златарогии,
Златарогии, да аднашорстныйи.
Да бижали туры да синёва моря.
Паспушшались туры въ синё моря
Дабивавшы туры въ воду па брюхи,
Затыкали голавы въ моря по ушы
Даставали туры ключивой вады
Напивались туры ключивой вады,
Напивавшысь туры - сами паплыли,
Пириплывшы туры да киянъ-моря,
Выплывали туры на Буянъ-остравъ,
Да стричала ихъ родна матушка,
Младая турица златарогая,
Златарогая да аднашорстная:
"Да на где жэ, туры, были вы?
Да на где жэ, туры, гуливали?
Да на где жэ ключивую воду пили?"
Да мы были, матушка, ва Шахаве,
Да гуляли мы, радная, ва Ляхаве,
Да Русскую землю мы скрось прашли,
Дабижали мы, туры, да синёва моря,
Паспушшались мы, туры, ва синё моря,
Дабивавшы туры, въ воду брюхи,
Затыкали голавы въ моря по ушы
Даставали мы, туры, ключивой вады
Напивались туры ключивой вады.

В ДЕРЕВНЕ БЫЛО ОЛЬХОВКЕ

В деревне было Ольховке.

Припев:
Лапти, да лапти, да лапти мои,           
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои.
Эх, лапти мои, лапти липовые,
Вы не бойтесь, ходитё,
Тятька новые сплетё!
Эх, ну! Тьфу!

Там жил-был парень Андреяшка,

Припев

Полюбил Андреяшка Парашку.

Припев

Он носил ей дороги подарци:

Припев

Всё прянцы да баранцы.

Припев

Не велел ему тятька жениться…

Припев

Эх, заплакал тут наш Андреяшка,

Припев

А за ним заревела Парашка.

Припев

ДАВАШ ЛИ, ДАВАШ, БАЛКАНДЖИ ЙОВО

Даваш ли, даваш балканджи Йово,
хубава Яна на турска вяра?
Море, войводо, глава си давам,
Яна не давам на турска вяра!
Отсякоха му и двете ръце,
та пак го питат и го разпитват:
- Даваш ли, даваш балканджи Йово,
хубава Яна на турска вяра?
- Море, войводо, глава си давам,
Яна не давам на турска вяра!
Отсякоха му и двете нозе ,
та пак го питат и го разпитват:
- Даваш ли, даваш балканджи Йово,
хубава Яна на турска вяра?
- Море, войводо, глава си давам,
Яна не давам на турска вяра!
Избодоха му и двете очи
и не го пита, нито разпитват,
току си зеха хубава Яна,
та я качиха на бърза коня
да я откарат долу в полето,
долу в полето, татарско село.
Яна Йовану тихом говори:
-Остани сбогом, брате Йоване!
-Хайде сос здраве, хубава Яно!
Очи си немам аз да те видя,
ръце си немам да те прегърна,
нозе си немам да те изпратя.

БАГАРОДЗIЦА

Багародзіца, Дзявіца
Богам славёна, Марыя

У твайго сына, Гаспадзіна
Маці звалёна, Марыя

Маці звалёна, Марыя
Зычы нам і адпусці нам

І дзеля Хрысціцеля, Божыца
Слыш галасы, чалавечы мыслі поўнь

І малітву табе узносім
І даць рады цябе ж просім

Дай на свеце збожны пабыт
Па жывоце дай райскі быт

Багародзіца, Дзявіца
Богам славёна, Марыя


Комментариев нет:

Отправить комментарий